3 марта Ивану Андреевичу Зязюну исполнилось бы 80 лет

3 марта исполнилось 80 лет со дня рождения первого министра просвещения и науки независимой Украины (09.1990—02.1992) Ивана Андреевича Зязюна (укр. Іван Андрійович Зязюн; 3 марта 1938 — 29 августа 2014).

Родился будущий министр в селе Пашковка Нежинского района Черниговской области. Отец Андрей Владимирович (1913—1993) — колхозник, мать Варвара Никитична (род. 1918) — колхозница.

Высшее образование Иван Зязюн получил в Киевском университете им. Тараса Шевченко (историко-философский факультет, философское отделение; 1959—64). Кандидатская диссертация «Особенности становления и развития эстетического восприятия человека» (1968); докторская диссертация «Формирование эстетического опыта человека» (1977).

С марта 1975 по сентябрь 1990-го И. А. Зязюн — ректор Полтавского педагогического института им. Короленко. По некоторым данным Полтавский пединститут при И. А. Зязюне входил в 7-ку лучших идеологических вузов СССР. Многие выпускники ПГПИ поступали на работу отнюдь не в сельские школы, как того требовала направленность института, а во властные структуры — партийные учреждения, органы государственного управления, системы МВД и КГБ.

В числе приоритетов научной деятельности И. А. Зязюна — педагогический опыт А. С. Макаренко (выпускника Полтавского учительского института 1917 года), изучением и внедрением которого в ПГПИ активно занимались в 1975—1990 гг. Хорошо познакомившись при философских исследованиях искусства театра с актёрской техникой К. С. Станиславского, И. А. Зязюн, в частности, обратил внимание на понятие «педагогическая техника» в трудах А. С. Макаренко и предпринял большие научные и организаторские усилия по разработке этого направления сначала в Полтавском пединституте, а затем и по всему СССР.

Под общим руководством ректора института И.А. Зязюна в Полтавском государственном педагогическом институте им. В.Г. Короленко в 1970—90-х гг. реализовывалась уникальная опытно–экспериментальная работа «Учитель: школа—педвуз—школа». В ходе ее реализации был расширен диапазон поиска и допрофессиональной подготовки педагогических талантов в масштабах Полтавской области. В институте была разработана программа факультатива «Юный педагог» для VII — X классов. Совместно с органами народного образования этот факультатив постепенно был введен во всех школах области и осуществлялся силами квалифицированных учителей, которые проходили краткосрочные курсы, организованные при институте.

Факультатив помимо ранней профориентации и подбора решал задачу повышения педагогической грамотности будущих родителей, руководителей коллективов и всех тех, кому предстояло трудиться в системе «человек — человек». В X классе один раз в месяц слушатели факультатива собирались на занятия в четырех районах области (т. наз. кустовые школы, включая и пединститут), где занимались под руководством вузовских преподавателей на Факультете будущего учителя. Наиболее успешные учащиеся получали направления-рекомендации для поступления в пединститут, где отбор абитуриентов проводится экспертными комиссиями. Собеседование с абитуриентами проводилось до вступительных экзаменов.

Были и абитуриенты, которым не рекомендовалось поступать в пединститут. После собеседования, как правило, они сами отказывались от своего выбора. Параметрами оценки личности на собеседовании были: время и основания принятия решения о поступлении в пединститут; планы трудоустройства после его окончания; эмоциональность абитуриентов (оптимизм, умение увлечь, заинтересовать); стаж работы и достижения в предмете; общая культура, коммуникативные и речевые данные; адекватность самооценки и участие в различных видах самодеятельности, спорта, технического творчества.

Возглавлял комиссию декан факультета, его заместителем был представитель психолого-педагогических кафедр. Сверхзадача комиссии виделась в том, чтобы не столько совершить отбор (при отсутствии конкурса проблема отбора отпадает), сколько обеспечить знакомство с личностью абитуриента для дальнейшей целенаправленной работы с ним в стенах вуза.

С целью повышения уровня практической подготовки студентов, преодоления вербализма и усиления профессиональной мотивации Полтавский пединститут первым в стране ввел на I—III курсах спецкурс и открыл кафедру основ педагогического мастерства. Институт одним из первых внедрил непрерывную педагогическую практику студентов в школе с I курса и, возрождая опыт С.Т. Шацкого, заложил основы научно-педагогического производственного объединения (пединститут, базовые школы, СПТУ, ясли-сад).

Для систематической обратной связи под руководством психолога В. Ф. Моргуна была отработана методика экспертной оценки и самооценки стажеров и молодых учителей – выпускников института.

Участники эксперимента «Учитель» благодаря осознанию того, что они причастны к уникальному эксперименту, действовали гораздо более усердно, чем обычные студенты в других педвузах. Полтавский опыт был восторженно принят участниками Всесоюзной конференции по совершенствованию подготовки учителей.

В Полтавском педагогическом институте впервые в Украине и в СССР был создан оригинальный курс “Педагогического мастерства”, подготовлены соответствующие учебные пособия, которые получили признание и популярность сначала в СССР, потом в Японии, странах Восточной и Центральной Европы. Впоследствии соответствующие курсы были принятые во всех педагогических вузах СССР. Опираясь на исследования С.Г. Вершловского, В.С. Ильина, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Леонтьева, A.В. Мудрика, Л.А. Петровской, B.А. Сластенина, Л.Н. Проколиенко, Н.Ф. Талызиной, Т.С. Яценко и других, удалось обеспечить условия для ускорения психолого-педагогической подготовки и обеспечения развития личности учителя. Соответствующие курсы были приняты во всех 210 педагогических вузах СССР, в том числе в 30 педвузах Украины.

… В 1993 году И. А. Зязюн стал директором-организатором Института педагогики и психологии профобразования АПН (теперь — Институт педобразования и образования взрослых НАПН), где работал в течение 20 лет.

Хотя упор на курс «Педагогического мастерства» принес Полтавскому пединституту всесоюзную известность, некоторые его преподаватели были не вполне подготовлены, а порой и маловоодушевлены к ведению подобного, требующего достаточно высокой квалификации курса, поэтому случались и накладки и, как говорится, перегибы. Это одна из причин того, что за всё время обучения в рамках предлагаемого курса студенты-педагоги чаще всего успевали ознакомиться только с внешней стороной отдельных театральных приёмов и навыков.
С неменьшим скрипом педагогическим коллективом и студенчеством осваивались подходы к учебе и воспитанию, применявшиеся выпускником полтавского учительского института А. С. Макаренко (1917, тема диплома — «Кризис современной педагогики»), которые активно пропагандировались И. Зязюном. Ректору пришлось приложить немалые усилия, чтобы изменить доминировавшее в институте мнение, что применявшиеся А. С. Макаренко подходы предназначены, мол, исключительно и только для «работы с малолетними преступниками».

И. А. Зязюну и его сторонникам пришлось перестраивать работу вуза достаточно решительными способами, начиная с требований от будущих учителей опрятного внешнего вида, что, разумеется, вызывало возмущение определённой части студентов. Так, администрация института запрещала учащимся носить бороды и нарушать установленную «форму одежды». Считалось, что будущие учителя-юноши должны со студенческой скамьи приучаться носить галстук в стенах вуза его называли «зязюнчик», а девушки не должны появляться в альма-матер в брюках. Ослушавшихся подвергали определённым дисциплинарным взысканиям, вплоть до отчисления из института. В журнале «Суденческий меридиан» была опубликована статья о том, как одного из студентов физмата Полтавского пединститута принуждали сбрить бороду.

И. А. Зязюн сделал «визитной карточкой» своего вуза яркую художественную самодеятельность. При нём ПГПИ получил известность в СССР и за его пределами благодаря народному хору «Калина», академической капелле и танцевальным коллективам. К сожалению и здесь, случайно или по умыслу, порой не обходилось без перегибов. Иные недоброжелатели нового ректора шутили, что абитуриенту для поступления в вуз достаточно было показать на вступительном собеседовании хороший голос, владение народным музыкальным инструментом или крепкие ноги. Впрочем, привлечение способных артистов и спортсменов для придания большей известности своему вузу было весьма распространено для того времени.

Но за 15-лет своего ректорства И. А. Зязюн так и не сумел полностью переубедить некоторых сотрудников и студентов своего института в необходимости работать и учиться на педагогической ниве с большой квалификацией и самоотдачей. В 1989 году воодушевлённые перестройкой студенты и преподаватели Полтавского пединститута на общем собрании вуза большинством голосов выразили ректору своё недоверие в связи с его выдвижением в кандидаты в депутаты Верховного Совета СССР, публично выступив против его, как они выразились, командно-административной практики и устаревших идеологических подходов к образованию. В итоге И. А. Зязюн оставил пост ректора института…

Из страницы ФБ Владислава Смирнова

80 перегляди(ів)